На фото от 1894 года мы видим крутого чела - Сына Пса, индейца, следопыта Северо-западного подразделения конной полиции на границе с Канадай. В руках сей муж держит не какой-то так томагавк или, прости Господи, кавалерийскую шаблюку M1862, а рассово верную и пропитанную самурайским духом
катану! Там еще стоят его жена по имени Единственная Красивая Женщина и служебная лошадь, но это мелочи.
Вы спросите, откуда у сего достойного мужа, в миру Джека Виниппега, появилось японское колуще-рубящее оружие?
И я вам таки отвечу...
читать дальшеМногочисленные визиты дипломатических миссий из Японии в САСШ 1860 годов сопровождались обменом ценными подарками. Поскольку катан и прочих син-гуро у японской дипмисии было, как у дяди кота Матроскина гуталину, дарили сыны Микадо их направо и лево.
Раскрашенная литография 1877 года, США К 1890 году в Вашингтоне накопилось изрядное количество сувениров в виде японских катан. После заключения договоров о поставках различного промышленного оборудования и вооружения японские дары отправлялись пылиться на склад.
В конце концов выход был найден...
Передарить сувениры, со смыслом, но уже другим глупым обозьянам - индейцам!
А вернее племенным вождям. Такой меч был вручен вождю оглала-сиу Красное Облако (справа)...
Большой ножик занял свое место на стене в доме вождя... в индейской резервации Пайн-Ридж:
На фото жена вождя Красное Облако - Красивая Сова. 1890г. Кстати, некоторые американские катановеды-любители высказывают предложение, что меч у Сына Пса мог появиться после разборок с бойцами Клана крадущихся - ниндзя. Японская иммиграция на северо-запад Канады началась примерно в 1877 году. Поскольку вражда в Японии могла быть перенесена с японскими поселенцами на новый континент, ниндзя, возможно, были привлечены к межусобным разборкам в Канаде. Согласитесь, бред, но как звучит!
Фото 1908, индеец Чиппева (Джо Врод) держит самурайский меч с допиленной, под индейский символизм, рукоятью.
Рукоять - расово-верная японская. Это широко известный в узких кругах эфу но тати - придворный тати. Запредельно архаичная оправа (по последней моде 9-10 вв.) без обмотки рукояти и с гардой в китайском стиле. Кстати клинки у таких часто (но не всегдда) были низкого качества, т.к. их применение по назначению вообще не планировалось, и в рукояти они крепились простым трением (без колышка мэкуги), дабы в принципе исключить использование в качестве оружия, если кто-нибудь вставит в рукоять боевой клинок.
p1.liveauctioneers.com/2748/121722/61970433_1_x...
Если что и есть - то только в Японии, на бумаге и тиражом 500-1000 экз. И то не само по себе, а как часть придворной культуры, потому что эфу но тати не оружие, а стиль оправы и аксессуар. Скорей всего поэтому у него и "китайская" гарда, как более древняя (цубы появились уже в 5 в).
До сих пор, в самых торжественных церемониях, император одевается по моде периода Хэйан (794 по 1185 г).
На западе старое оружие всегда считали "предметом материально прикладного искусства", рассматривали целиком и чем больше оно было вызолочено, тем больше уважали. Как и кем сделано - было бесплатным и неинтересным приложением.
Для японцев меч - это клинок. Отсюда и сосредоточенность на кузнецах, стилях их ковки, закалки, узорах стали и хамона и стилях расположения царапин от напильника на хвостовике.
Всё остальное идёт в графе "прочее", т.к. может несколько раз меняться по веяниям моды или по желанию владельца. Из оправы только цубы хорошо изучены (т.к. в 17 в. стали предметом коллекционирования).