Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.

Яркая страница в истории эстрады военных лет связана с именем А.Е.Обранта и руководимым им фронтовым танцевальным ансамблем. Выпускник Института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта по специальности «Спортивно-художественное движение» и балетмейстерских курсов при Ленинградском хореографическом училище, ученик выдающегося хореографа-новатора Ф. В. Лопухова, Аркадий Ефимович Обрант (1906–1974) с 1937 г. руководил (вместе с Р. А. Варшавской) танцевальной студией детского ансамбля песни и танца Ленинградского Дворца пионеров, созданного И.О.Дунаевским.
Читать дальшеВ первые дни войны Обрант записался в народное ополчение, воевал в действующей армии, был командиром взвода лыжников, получил тяжелое ранение...

Аркадий Ефимович Обрант
Начались репетиции, и уже 30 марта 1942 г. танцевальная группа смогла принять участие в своем первом фронтовом концерте – перед участниками конференции сандружинниц и врачей, в зале местной школы. Танцевали, превозмогая слабость; на ввалившихся щеках девочек губной помадой навели легкий румянец. Гена Кореневский не смог подняться, выходя из «присядки».
«В зрительном зале плакали, – писал позднее Обрант в своем очерке «Их воспитал фронт», – невозможно было удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать». После этого концерта ребята почти месяц провели в госпитале на проспекте Обуховской Обороны.

Вскоре коллектив стал называться молодежным военным ансамблем танца под художественным руководством А.Е.Обранта.
Первоначально он состоял из 9 участников. Это были Нинель (Нелли) Раудсепп, Валентин Клейман, Геннадий Кореневский, Вероника Мефодьева, Феликс Морель, Валентина Сулейкина (Уварова), Вера Лудинова (Штейн), Мирэль Аваков, Владимир Иванов. Позднее состав был расширен до 18 человек.
Солистка ансамбля Нелли Раудсепп еще в 1935 г. была участницей парада физкультурников на Дворцовой площади, постановщиками которого были Обрант и ее отец, председатель городского Комитета физкультуры и спорта А.П.Раудсепп.

Вероника (Вера) Мефодьева и Нинель (Нелли) Раудсепп. 1942 г.
Участники ансамбля репетировали и выступали во фронтовых условиях, часто – по несколько раз в день. Танцевать приходилось в палатках медсанбатов, в тесных избах при свечах, где от их движения свечи гасли; на передовых участках фронта – без музыки; под прикрытием стены разрушенной печи Ижорского завода.
В их репертуар входили военные и народные танцевальные номера: «Красноармейский перепляс», «Краснофлотский танец», «Яблочко», «Варшавянка», «Казачья пляска», «Танец татарских мальчиков», «Лезгинка» и комический грузинский танец «Багдадури», украинский, белорусский, молдавский», цыганский танцы. Своеобразным символом коллектива стала «Тачанка», танцевальный номер на музыку К. Я. Листова, созданный еще до войны.
23 мая 1943 г. фронтовой ансамбль выступил с отчётным концертом в Большом зале Ленинградской филармонии.
У Обранта, как у хореографа, сложился собственный оригинальный стиль, соединивший элементы спортивной гимнастики и акробатики с классической танцевальной школой. Им были найдены новые приёмы, которые впоследствии широко использовались другими танцевальными ансамблями: движение на публику «клином», «челночные ходы» и др.
«Творчество А. Е. Обранта, – отзывалась о нем прима-балерина Кировского театра Н. М. Дудинская, – зиждилось на «трёх китах»: чуткой музыкальности, блестящей балетмейстерской выучке и редкой способности, как режиссёра, внести в постановку пластические спортивные приёмы».

Летом 1944 года Молодежный танцевальный ансамбль пригласили выступить в Колонном зале Московского Дома союзов перед участниками московского антифашистского слета молодежи. После концерта танцоры стали героями слета, зрители сопровождали аплодисментами весь последний номер их выступления. В Москве прошло еще более тридцати концертов с участием коллектива. Эта поездка принесла ему широкую известность.

«Краснофлотский танец» на концерте ансамбля в поселке Ижора Ленинградской области. 1942 г.
9 мая 1945 года «обрантовцы» танцевали там свой знаменитый номер «Марш Победы», задуманный еще в 1943 году.
«Зимний дворец и арка Главного штаба освещались прожекторами, которые затмевали призрачное свечение белой ночи, – писал об этом Ю.Л.Алянский в своем очерке «Танец в огне». – Ребята танцевали на высоком помосте посреди огромной толпы, запрудившей площадь от края до края».

Танцевальный номер «Марш Победы» («Победный марш»),
поставленный А. Е. Обрантом ко Дню Победы. 1945 г. Ленинград.
Свою первую боевую награду – медаль «За боевые заслуги» – ансамбль получил 12 апреля 1943 года, за нею последовали медаль «За оборону Ленинграда», а 30 июня 1945 года – Орден Отечественной войны II степени.

Вручение наград – медалей «За оборону Ленинграда».

«Краснофлотский танец». Сад «Эрмитаж». 1946 г. Москва.
Нелли Раудсепп и Эдуард Саттаров стали известным комедийным эстрадным дуэтом, Феликс Морель – тренером-хореографом сборной РСФСР по художественной гимнастике; Геннадий Кореневский до 1988 г. руководил хореографическим коллективом Ленинградского дворца пионеров.

Карта гастролей Ленинградского молодежного танцевального ансамбля под
управлением А. Е. Обранта. 1944–1952 гг. Составитель Г. Г. Кореневский. 1958 г.
Обрант стал прототипом главного героя, которого сыграл Олег Даль. Это была предпоследняя роль артиста в кино.
В качестве балетмейстера и консультанта фильма была приглашена Нелли Раудсепп, поставившая легендарную «Тачанку» с учащимися Вагановского училища, которые исполнили роли юных танцоров.

А. Е. Обрант с артистами ансамбля. Июль 1946 г. Сад «Эрмитаж».

@темы: занимательная История