Зима 1940 года. Идёт советско - финская война. Части Красной Армии, столкнувшиеся с ожесточенным сопротивлением финнов в первые месяцы войны, наконец переходят в решительное наступление с целью прорыва укреплений противника на линии Маннергейма.
В районе Хонканиеми, где вела наступление советская 35-я легкотанковая бригада, произошло достаточно крупное по меркам этой войны сражение между советскими и финскими танками. Действия финских войск в течении всего периода военных действий носили характер партизанской войны, танков армия практически не имела, поэтому танковые бои за всю Зимнюю войну 1939 - 1940 годов были очень редким явлением. Советские танковые части в ходе войны играли в большей мере роль усиления пехоты и, взаимодействуя с другими родами войск, взламывали оборонительные позиции финнов. При этом стычек с бронетехникой противника почти не было.
Однако в конце февраля 1940 года на одном из участков фронта, в районе Хонканиеми, где вела наступление советская 35-я легкотанковая бригада, произошло достаточно крупное по меркам этой войны сражение между советскими и финскими танками.
Оно завязалось между 4-й финской танковой ротой, насчитывавшей около дюжины танков "Виккерс", большая часть из которых была вооруженна 37-мм орудиями, и ротой советских танков "Т-26" из 35-й бригады. Советские боевые машины несли чуть более мощные орудия, калибром 45-мм, однако преимуществ это советским танкистам дать не могло - "Т-26" и "Виккерсы" одинаково легко пробивали броню друг друга.
Всё началось с того, что советские пехотные части, при поддержке роты лёгких танков "Т-26" заняли станцию Камяри и находящийся неподалёку полустанок Хонканиеми. Финское командование решило организовать контратаку на позиции противника, ещё не успевшего достаточно хорошо укрепиться. Эта задача была поставлена перед финской 23-й пехотной дивизией, которая была усилена ротой лёгких танков "Виккерс 6-тонный".
Утром 26 февраля 8 финских танков двинулись в направлении полустанка Хонканиеми. Финская пехота, которая должна была наступать следом за танками, по каким-то причинам отстала, из-за чего атакующие финские танкисты попали в тяжелую ситуацию.
Столкновение с ротой советских танков "Т-26" к северу от Хонканиеми стало для них полнейшей неожиданностью из-за плохо проведенной разведки. Правда и красноармейцы не сразу поняли, что перед ними противник. Финские танки появились в тылу у выдвинувшейся далеко вперёд роты 35-й легкотанковой бригады, и дежурный взвод принял их за свои. Силуэт "Т-26", который был сконструирован как раз на основе "Виккерса", очень похож на своего прародителя, именно это скорее всего стало причиной ошибки.
(Т-26 в советско-финской войне) Однако, когда финны приблизились, советские танкисты по опознавательным знакам и толщине орудия быстро поняли, что перед ними машины противника. Первыми же выстрелами был уничтожен один финский танк, два получили повреждения и остановились, но открыли ответный огонь. Некоторое время эти два танка стреляли по позициям советских частей, затем они были брошены экипажами. Короткое замешательство стоило финнам потери ещё нескольких боевых машин.
Бой был молниеносным и закончился так же стремительно, как и начался. Итогом его стало полное уничтожение группы финских танков из 4-й танковой дивизии, атаковавших в направлении Хонканиеми.
Безвозвратные потери финнов составили 6 танков "Виккерс", три из которых впоследствии были вывезены с поля боя и стали экспонатами Ленинградского музея революции. Советские танковые силы в этом бою потерь не понесли. Бой в районе Хонканиеми в ходе наступления через линию Маннергейма, стал пожалуй единственным заметным танковым сражением в период советско-финской войны.
В силу ряда факторов, оно стало фатальным для части финской танковой роты. Этот боевой эпизод лишь демонстрирует насколько мал был вклад малочисленных финских танковых частей в боях с советскими танками. Наибольший урон боевой технике Красной Армии наносила эффективная противотанковая оборона финнов, а отнюдь не танки, которые у последних практически отстутствовали. Тем не менее, сам факт победы советских танкистов в сражении под Хонканиеми налицо. Оно стало лишь одним из эпизодов советско-финской войны 1939 - 1940 годов. Победа в этой войне, пусть и ценой больших потерь, осталась за Советским Союзом.
@темы:
занимательная История
Продолжайте, я слушаю.
Да, кстати, если мы так надоели, то в письме на почте есть 2я ссылка, которая позволяет отписаться от высылания уведомлений из конкретного топика. Или для владельца блога есть свои заморочки?
Фред Луо, а вот дела по анонимкам - идиотизм, тем более пришивать их к делу. Таубин, это тот "великий" на знамени некоторых борцунов со Сталиным? Дескать, придумал гениальный гранатомет и ты пы и ты ды? Значит он еще и лепила. Правильно его расстреляли.
Но да, его жутко любят наши альтернативщики ПАТАМУШТААА ГРАНАТОМЁТ. А о том, что на руках по факту был далеко не АГС-17, усилиями тогдашней советской промышленности в принципе не реализуемый, в полемическом задоре умалчивается.
Что забавно, в СССР даже реактивный гранатомёт собственного производства как таковой, фиг с ним, самозарядным кассетным, появился на вооружении немного позже собственной атомной бомбы, и происходило это довольно извилистым путём. Не в последнюю очередь потому, что в СССР на удивление хреново представляли себе кумулятивный боеприпас и принцип его действия - на уровне фундаментально неверной изначальной концепции "бронепрожигающего термита".
Но, поскольку дефицит сначала заткнули поставки "базук" пятизначными количествами по ленд-лизу, а потом - сравнимых количеств фронтовые трофеи, отсутствие своевременного решения этой проблемы своими усилиями на среднюю боевую эффективность армии практически не повлияло.
ну так это фундаментальная наука+средства на НИР, а походу до атомного/ракетного/радио проектов (самый конец 1940-х) власти предержащие давали деньгу не очень охотно, скорее на прикладное и эффектное
Другой вопрос, что в СССР первоначально голову противотанковую как что-то среднее между бронебойно-фугасным и термитным снарядом представляли себе по итогам анализа пробитых корпусов. Тут и не два с половиной института, все пять могут копать без особых результатов.
видимо так-же и с кумулятивкой. - бабахнуло, пробило (ПТАБ2.5) - гут - а рентген пробития, теория взрывных волн - это штука уже далекая была..
Так что, когда мои слова по вопросу начинают расходиться с бытовым мифом - тем хуже для бытового мифа.
=8-Ъ
Хотя пересказывать ту книгу совсем уж большими кусками - занятие неэтичное по отношению к автору и поисковикам материала, так что им я тоже заниматься принципиально не буду.
А что до самой катюши - после ценника пороховых шашек ТРД реактивного снаряда большого калибра на уровне 203-мм гаубичного бетонобоя, логика принятия решения ответственными лицами становится более-менее понятна.
К счастью, этот вопрос замечательным образом закрыла американская промышленность - заодно с кризисом шасси для установки.
Что забавно, у нас известны ролики NARA с немецкими трофейными документами о импровизированных взрывных устройствах по обочинам лета 1941, сделанным из... тяжёлых реактивных снарядов РККА.
Никто в принципе не знал, что такое было, а также кто за эту рацуху в ответе. На месте кто-то из хулиганских побуждений сварганил, явно на коленке.
Учитывая цену изделия, в дальнейшем применяли обычные фугасы и мины. Просто в этот период у одного умника под рукой оказалось много реактивных снарядов отдельно от "Катюш", не выкидывать же. И если из бронебойных и мелкокалиберных особое не повоюешь без пушек, то фугасы - вещь более универсальная. Вот было бы реактивных снарядов дофига, их бы чаще применяли нетрадиционно.
кладут доску, под нее одну шашку, на нее ставят снаряд с другой шашкой, засунутой в очко под взрыватель, на другой конец доски - груз, потом 2 куска шнура...
бабахает первая шашка, снаряд летит в сторону противника - и бабахает после подрыва второй шашки...
дескать придумали во второй половине войны - в ответ на изобилие трофейных снарядов..
правда штука стремная, как мне кажется..
О.Г., мда, чего только не придумают. Но дальность и точность у этой хреновины никакая.